Портал в неведомое

6 034 подписчика

Свежие комментарии

  • Алексей Буряковский
    https://youtu.be/94CWdY9pCYQ Собственно это уже произошло. Фильм Интерстеллар. Мы придумали Лунную Аферу, чтобы разор...Давайте раз и нав...
  • Dr Tseitlin
    Это - не предсказание, а – прогнозирование. Пользуясь обычными программами прогнозирования временных рядов, любой сту...Предсказания Осва...
  • Юрий Пережогин
    Опять рептилии. Не было никаких рептилий, не считая фауны. Заблуждения о змеях пошло из-за непонимания эзотерического...Тайная история че...

Поэтесса Юнна Мориц поделилась своими мыслями о поэзии и о преподавании литературы в школ

«Тятя, тятя, наши сети притащили»… педагога!

 
 Поэтесса Юнна Мориц поделилась своими мыслями о поэзии и о преподавании литературы в школ
Фото: Александр ГАМОВ
 

Поэтесса Юнна Мориц рассказывает о концерте пустозвонства, претендующем на прививку хорошего вкуса

Зашла на телеканал "Культура" посмотреть передачу "Фивы. Сердце Египта", но опоздала и попала на передачу "Правила жизни", где два джентльмена, полагая, что именно они истина в последней инстанции, размышляли о поэзии, о преподавании литературы в школе, о прививке хорошего вкуса, о том, что литература, поэзия – это эстетический предмет. Гостем передачи был педагог ЛеонидКлейн, который держал листочек с перепечаткой стихотворения Асадова и обхохатывал это стихотворение, где влюблённый человек ждёт звонка от возлюбленного, страдает бессонницей, не может утешиться даже чтением книг, и не дай господь никому – такую мучительную влюблённость.

Я никогда прежде не читала эти стихи, они – далеко не лучшее из лирики Асадова. Но меня поразило взаимное восхищение двух джентльменов, которые с пафосом самовлюблённых знатоков выдёргивали отдельные строки и образы, выдавая за истину в последней инстанции своё невежество. У Асадова – люстра звёздного неба, они в ужасе: как такое возможно? Люстра бывает в комнате, а звёздное небо – где?

У Асадова – любовь приходит (или является, не помню) на порог: почему на порог? в дом она приходит, а не на порог! У Асадова в одной строке, рядом – мечтать, любить и верить, – какой ужас, разве можно так загружать строку словами, требующими отдельного, высокого осмысления?

И весь этот концерт пустозвонства претендовал на прививку хорошего вкуса в школе, в учебниках по русской литературе, для которой такие разборки теперь диктуют "правила жизни", – какие правила, какой жизни?

"Что в имени тебе моём?

Оно умрёт, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальный,

Как звук ночной в лесу глухом."

А.Пушкин

С точки зрения этих "правил жизни" и этой "прививки хорошего вкуса", здесь всё – хуже, чем у Асадова. Имя умрёт, как шум, – значит оно много шума наделало? Как шум волны, плеснувшей в берег, как звук ночной в лесу? Откуда берег взялся в лесу? И что это за звук ночной, чей он, кто именно его издаёт, – шумное имя?

В общем, "тятя, тятя, наши сети притащили"… педагога!

Следует знать, что Асадов в ранней молодости ослеп на фронте, и с точки зрения его абсолютной глазной слепоты – именно его образы, потоки его внутреннего зрения представляют особый интерес, как драгоценные источники знания за гранью человеческих возможностей, и это – отдельная тема русской поэтики.

Источник: www.owl.ru/morits/

Картина дня

наверх