Космический гость: что принёс Земле метеорит в Хакасии (видео)

Во вторник жители Хакасии и Красноярского края стали очевидцами яркой вспышки в небе. Как выяснилось, в атмосфере сгорел небольшой метеорит. Однако если верить свидетельствам местных жителей, то объект был, наоборот, огромных размеров. RT разобрался, чем грозит Земле падение метеоритов и как часто это происходит.

«Над Восточной Сибирью яркой вспышкой сгорел метеорит и напугал гулом жителей нескольких городов», — такие заголовки за считаные часы наводнили интернет. Однако, согласно поступившим сообщениям, объект был небольшой, и его появление не привело к нарушениям в работе электросети и коммунальных служб.

Местных жителей весьма впечатлило падение метеорита. Удивлённые очевидцы гадали, что за вспышку видели в небе: одни утверждали, что это следы кометы, другие — что петарды.

«Примерно в 18:35 я вышел на балкон развесить бельё, и тут произошла вспышка и сильный грохот. Вспышка была настолько сильной, что было ощущение, будто наступил день. Было очень ярко. Говорят, что в городе ощущалось как землетрясение, но я ничего такого не почувствовал. В нашем районе это редкость. Я подумал, что это обломки грузового корабля, который взорвался в атмосфере. Говорят, это было со стороны Саяно-Шушенской ГЭС», — прокомментировал RT Евгений Карякин, 15-летний школьник из города Черёмушки в Хакасии.

Ольга Сагалакова из Красноярского края садилась с семьёй в машину, когда заметила вспышку в небе. «Было темно, а потом появилось резкое свечение. Изначально я подумала, что это бомба. Мои родители не поняли, что произошло, а ребёнок сильно испугался. Я не думала, что рядом с нами может упасть метеорит, он был огромный. Я даже думала, может быть, он мимо Земли летит», — описала она свои впечатления.

Катерина Сенина в момент падения метеорита лежала в больнице. Поначалу ей показалось, что в окна палаты светят «фары бэтмобиля». Делясь своими впечатлениями, Катерина сказала: «Я подумала, что всё — война миров, инопланетное вторжение. Приятного мало, знаете ли».

Как рассказала Екатерина Пискунова из города Минусинск Красноярского края, около 18:30 она заметила шар бело-голубого цвета. Ей сразу показалось, что это может быть комета или какое-нибудь другое небесное тело. Подруга Екатерины из Саяногорска (Хакасия) рассказала, что после падения метеорита у них в доме дребезжали окна.

Ещё один очевидец из Саяногорска, Николай Солдатов, сообщил, что после довольно яркой вспышки в небе раздался гулкий звук. «Я уже был в машине и ощутил как будто удар. У некоторых сработали сигнализации», — добавил он.

Над Саяногорском пролетел метеорит. Маман говорит, вспышка была на весь город и грохот. Шик. pic.twitter.com/g3MnOXxlgq

— Равэл (@Danny_Norman)

По словам Сергея Исайкина, которого вспышка на горизонте застигла примерно в 150 км от Абакана, он не заметил, чтобы власти сильно обеспокоились случившимся. «От МЧС не было никаких обращений, хотя при значительных событиях сразу приходит рассылка», — рассказал он RT.

Надо отметить, что подобные явления в последнее время не редкость. В конце октября 2016 года у озера Байкал местные жители запечатлели на фото и видео падение ещё одного метеорита. «Яркая вспышка с зелёным хвостом», — так описывали его интернет-пользователи.

Как пояснял RT директор астрономической обсерватории Иркутского университета Сергей Язев, это был болид. Болидами называют небольшие камешки, которые входят в атмосферу Земли. Бурятский метеорит, по примерным оценкам, был от 10 до 30 см, однако выглядел впечатляюще.

Специалисты указывают, что не каждый обыватель и не при любых условиях способен опознать летящий по небу метеорит. Так, ночью его заметить сложнее, чем днём, когда за ним тянется дымный след. К тому же неясно, как неподготовленному наблюдателю определить, не пролетела ли, скажем, ракета.

Интерес к астероидам в России с новой силой вспыхнул после падения челябинского метеорита 15 февраля 2013 года. Однако тогда произошло всё же более значительное событие. На поверхность Земли упало 4—6 тонн остатков небесного тела, меньше двухтысячной его части. Несколько фрагментов оказалось в озере, однако осколки попали и в густонаселённый район.

За прошедший год падения метеоритов также были замечены в США, Японии, Греции, Шотландии. В сентябре же планета замерла в ожидании столкновения с «астероидом-убийцей», однако зловещей встречи так и не произошло.

Большинство падающих на Землю метеоритов не впечатляют ни по степени воздействия, ни по своим параметрам, поскольку почти все они сгорают в земной атмосфере. Тем не менее изучение их осколков, попадающих на поверхность планеты, даёт массу ценных данных учёным. Метеориты являются одними из самых древних образований, многие из них сформировались около 4,5 млрд лет назад, на заре формирования Солнечной системы. Благодаря этому исследователи получают возможность реконструировать глубинный состав Земли, до которого они не способны добраться с помощью современных буровых скважин.

Размеры нового Хакасского метеорита пока не выяснены. Не совсем понятно, будут ли найдены осколки. Однако любой, кому попался подозрительный и неожиданно тяжёлый для своего размера камень, может попытаться определить, не обнаружил ли он фрагмент метеорита. Один из самых верных признаков — оплавленные края, полученные при прохождении сквозь атмосферу. Кроме того, метеориты нередко содержат железо и могут обладать магнитными свойствами. Если камень имеет странные минеральные образования, он тоже может оказаться гостем из космоса.