На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 033 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина Поладова
    Так в чем напутал Пятибрат касательно Луны и месяца? Не припомнюНебесный хрусталь...
  • Полина Поладова
    Такая безценная информация и без должного внимания.. особенно интересно после прочтения глубинной книги. Надо бы зано...Небесный хрусталь...
  • Ирина Чернова
    В Шумере много всего было⚠️🐉Загадка фигурок р...

Живые свитки Мертвого моря

В июне 1883 года крещеный еврей Моисей Шапиро, торговавший предметами старины в Иерусалиме, приехал в Лондон с довольно необычной находкой - пятнадцатью пергаментными свитками с письменами, которые, по его словам, были обнаружены арабскими пастухами в одной из пещер Палестины. Письмена представляли собой фрагменты из Второзакония, в том числе и 10 заповедей Моисея. Буквы еврейского алфавита были начертаны древнейшим слогом, поэтому можно было утверждать, что они были созданы в 6 веке до нашей эры, а может и раньше. Среди подобных "возрастных манускриптов", эта находка вызвала особые прения: не каждый поверил в ее подлинность, настолько сенсационной оказалась эта новость. С ней не смогли сравниться даже самые старые тексты Нового Завета: Федоров представил самый ранний текст, датированный 9 веком нашей эры. Понятно, что теперь этот антиквариат не казался таким древним, ведь он был написан на почти полторы тысячи лет позже.


Вполне понятно, что за сведения, а также за сами манускрипты Шапиро хотел получить большие деньги. Однако в мире любителей и знатоков древности говорили, что этот торговец родился с душой и сердцем шарлатана. Поэтому неудивительно, что когда в 1878 году Шапиро рассказал о манускриптах еще и немецким чиновникам, то столкнулся с недоверием. Несколько лет спустя он прочитал об археологическом открытии библейских времен современными учеными. В новом аналитическом методе теперь можно было определить авторов текстов Старого Завета. Впоследствии, в некоторых фрагментах было прочитано имя Яхве.

Более это имя известно как Иегова, но учеными почему-то употребляется именно вариант Яхве. Когда же изыскания продолжились, "а время продолжало свой неостановимый прогресс", было найдено в других источниках еще одно имя - Элохим. Немецкие ученые утверждали, что здесь можно говорить об источниках нескольких групп. Просмотрев внимательно свои свитки, Шапиро с удивлением обнаружил, что там установлено только одно имя: вариант Элохим, еврейское нарицательное имя Бога. В таком случае, он оказывался "единственным подлинным обладателем" фрагмента Библии.

Имя Моисея Шапиро грозило стать известным на весь мир. Но на перевод новых свитков понадобилось примерно 5 лет, после чего Шапиро, получив благословение профессора Шредера, немецкого консула в Бейруте, отвез их в Берлин на суд немецким экспертам. Члены комиссии кроме выступления самого Моисея, устроили и свои дебаты о манускриптах, на что ушло целых полтора часа. Из вердикта следовало, что никакого научного открытия сделано не было, но на вид общественности представлена очередная афера, которую и предали забвению. Грозный Шапиро не пожелал "прогинаться под изменчивый научный мир". Он срочно переехал в Лондон, где к манускриптам отнеслись с большим доверием, по крайней мере сначала. В Британском музее отрядили лучшего своего эксперта по палестинским древностям, Константина Гинзбурга, чтобы исследовать свитки и снять с них копии. Первый перевод был опубликован в газете "Таймс" в августе 1883 года. Сама книга была выставлена на аукционе "Солтби" и была приобретена каким-то книготорговцем за ничтожную сумму - 10 фунтов и 5 шиллингов. В последний раз этот рукописный пергаментный труд упоминается в книжном каталоге 1887 года, в котором дается приблизительная датировка 16-19 века и оценивается в 25 фунтов стерлингов. Где эти устаревшие манускрипты сегодня, никто не знает. За сим можно было бы и попрощаться, но в 1947 году в Хирбет-Кумране бедуины нашли в одной из пещер 2 глиняных горшка с древними рукописями. Кумран этот не являлся бы примечательным местом, не находись он на северо-западном берегу Мертвого моря. Изготовление рукописи свидетельствовало о важности написанного: слова были нанесены на кожу, свернутую в свитки. Некоторые надписи были упакованы в ткань, но сейчас некогда строго цельные рукописи содержали лишь ветхие отдельные фрагменты. В начальные времена эти свитки не вызывали интереса у антикваров Вифлеема и Иерусалима. Тогда бедуины подняли голову и увидели оглавление монастыря Святого Марка в Иерусалиме, где их ждала удача: здесь была куплена часть найденных рукописей. Крайние свитки были куплены позже Еврейским университетом. Тамошние консультанты, помня историю с Шапиро, объявили сначала, что найденная книга из свитков никакой ценности не представляет: данная находка является очередной подделкой. Все остальные насторожились: фотокопии нескольких рукописей отправили известному в США семитологу Олбрайту. Скоро с замечательным ответом пришла из США телеграмма. Итальянец, имевший английские корни и проживающий в Америке, поздравлял с историческим открытием - находкой доисторических текстов. И относил он их к 1 веку до нашей эры.

Вслед все в Европе заговорили о найденных свитках, ведь они проливали новый свет на возникновение христианства. Хирберт-Кумран стал известнейшим местом, о нем была написана книга, туда зачастили экспедиции, которые за несколько лет обнаружили в горной гряде протяженностью 6-8 километров порядка 40 пещер.

Но понадобилось 10 лет, чтобы в 11 пещерах исследователям обнаружить новые свитки. Прекрасным бизнесменом показал себя монастырь Святого Марка, когда его уговорили продать рукописи американцы, причем когда-то приобретенные у бедуинов свитки за бесценок, теперь принесли прибыль в 250 тысяч долларов. Последующие работы велись на литературном пространстве, и первая книга о найденных священных свитках вышла в 1957 году в Западной Европе, а в 1994 году уже в Петербурге увидела свет книга известного библеиста Тантловского под названием "История и идеология Кумранской общины". Сам неутихающий ажиотаж вокруг найденных рукописей объясняется тем, что в них описываются события, хорошо известные всем из священных книг. В кумранском же обществе "сия тайна невелика была", и тамошние мудрецы записали все это за полтора века до возникновения "первой в мире религии".

Картина дня

наверх