Образ амазонки, прекрасной женщины-воительницы, словно слившейся с конем, ловко орудующей мечом, метко стреляющей из лука и не терпящей мужского духа, не дает покоя сотням поколений мужчин. О том, что амазонки не миф, а реально существовавшее на рубеже II–I тысячелетий до н. э. племя, имевшее свое государство в междуречье Волги и Дона, писали древнегреческие историки от Геродота до Плутарха, а древние ваятели увековечили этих прелестниц в скульптурах.
Последний оплот
Существование женщин-воительниц доказано в ходе археологических раскопок в Северном Причерноморье, в Малой Азии, Турции и даже Британии. Только на территории юга России обнаружено около 150 захоронений амазонок с положенными рядом мечом, боевым топором, наконечниками стрел, конской сбруей, а то и конем. Исследования находок с использованием радиоизотопов позволили установить, что племена амазонок появились где-то на рубеже II–I тысячелетий до н. э. Именно тогда античный мир, созданный древними греками, соприкоснулся с уходящим в небытие матриархатом. Воинственные племена всадниц, живших постоянными набегами на соседние народы, и стали последними островками мира, где правили женщины.
Женская месть
Интересную гипотезу их появления в эпоху, когда матриархат уже уступил место патриархату, дал в своем труде «О свойствах вещей» монах Францисканского ордена Бартоломей Английский (1190–1250 гг.). На протяжении десятков лет он изучал историю амазонок, собрав о них сведения из древних греческих, римских, арабских источников. Эти исследования вылились в 19 книг - своеобразную энциклопедию античного мира. В одной из них, «Об Амазонии», он пишет: «Амазония - область, расположенная в Малой Азии, частью на юге Европы, названа от амазонок - воинственных дев с распущенными волосами, в туниках, не уступавших, а даже превосходивших в силе и воинском ремесле мужчин. Из кож диких зверей они шили себе боевые шлемы, одежду на случай зимних холодов, а еще войлочные штаны и гетры. В походах из шкур же ставили шатры. Питались мясом и молоком кобылиц. Не знали хлеба. Крутого нрава, беспощадные к врагу. В душе не имеют ничего, кроме дерзости, дикости и жестокости. При набегах не щадили ни стариков, ни младенцев. Имели крепкое, мускулистое сложение, природную красоту. Все, однако, портили кривые ноги из-за постоянного нахождения верхом на лошади. Занимались конными набегами, захватывая чужие земли и рабов. А были первоначально амазонки женами готов, которые вышли из нижней Скифии. После коварного убийства их мужей соседним племенем, они, взяв их оружие, напали на врагов и достойным образом отомстили за смерть супругов. Они перерезали всех мужчин, от стариков до младенцев, а женщин пощадили. Захватив табуны лошадей, вражеское оружие и доспехи, они решили жить без мужчин. Они поставили над собой двух цариц, а именно Марсепию и Лампету. Из них одна, идя с войском, сражалась с врагами, другая тем временем управляла страной. Ни одному мужчине амазонки не позволяли ни жить, ни находиться среди них. Из соседних племен и рабов выбирали они себе мужчин для продолжения рода. Зачинали от них и тут же их изгоняли. Родившихся детей мужского пола они отсылали отцам, девочек же оставляли себе, кормили молоком кобылиц, обучали их стрельбе из лука и охоте. А чтобы при метании копья и стрельбе из лука не мешала правая грудь, при достижении девочками семи-восьми лет, ее выжигали раскаленными угольями. Этот варварский обычай амазонки соблюдали довольно долгое время. Потому и называются они амазонками, то есть «безгрудыми». Вместе с фракийцами обороняли они от греков Трою, дошли до Афин, но были разбиты. Часть их вернулась в Скифию, другая же повернула отряды туда, где на Рейне жили германские племена. Есть сведения, что доходили они до земель англосаксов, на юг Британии, где остались их поселения. До наших дней дошли имена самых известных предводительниц амазонок: Меланнипа, Пенфесилея, Климена, Мирина, Антиопа, Астерия, Лисиппа, Ипполита, Харатива. Известно также, что их далекие соплеменницы - ливийские амазонки держали мужчин в рабстве. Под предводительством царицы Мирины амазонки прошли Египет и Аравию, покорили Сирию и закончили поход в Малой Азии, где основали свои города».
По Геродоту, «амазонки - народ, состоящий исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивших в походы под предводительством своей царицы, выбирая ее из своих рядов за силу и ум. Жили они в междуречье Ра (Волги) и Танаиса (Дона), на побережье Понта Эвксинского (Черного моря), на берегах озера Меотида (Азовского моря), в Малой Азии, Ливии. Основали они свои города Смирна, Эфес, Синоп, Пафос. Центром же Амазонии стал древний город Танаис. Прославились они походами против греков, участвовали в Троянской войне, для чего заключили даже военный союз с фракийцами. Поводом для этого стало похищение правителем Тесеем их царицы. Сталкивались они с отрядами Александра Македонского при его походе на Восток. В более поздние времена воевали со скифами, были ими разбиты, а потом смешались с ними, оставив на некоторое время себе свои права».
Не жаловал амазонок лишь великий Гомер, называя их «нечесаными лесбиянками».
Родила царица в ночь…
Увлекательную историю - миф о встрече с Александром Македонским царицы амазонок Фалестры оставил историк Диодор Сицилийский, живший в I веке нашей эры. Вот что он писал: «Царица Фалестра явилась к царю Македонскому в сопровождении 300 амазонок в доспехах. Платье амазонок не совсем покрывало их тело, левая сторона у груди была обнажена, остальная же часть тела была прикрыта до колен. Как только Фалестра увидела великого царя, она соскочила с коня и, держа в правой руке два дротика, символ власти, смело приблизилась к царю. Александр Великий был сражен ее красотой. «Я пришла к тебе, великий царь, прослышав о твоих победах, чтобы иметь от тебя потомство. Из всех мужчин ты совершил наиболее великие подвиги. И нет женщин выше меня по силе и храбрости. Если родится дочь, я оставлю ее у себя, а сына возвращу тебе». Александр согласился на такое предложение и подарил царице тринадцать дней, после чего отпустил ее с большими дарами. Когда пришло время, родила Фалестра от великого царя дочь. Покорив многие народы, она основала город Фемискира у реки Фермодонт (Терек) с роскошным дворцом. Но сама там почти не жила, находясь в постоянных походах». По предположению Диодора, у царицы было две тысячи всадниц и до тридцати тысяч пеших. В одном из сражений она погибла и была похоронена с большими почестями.
За и против
Свидетельства об амазонках находят и в древнерусских летописях. Иначе и быть не могло, поскольку амазонки преимущественно обитали в местах, сегодня находящихся на юге нашей страны. В «Повести временных лет», датируемой началом XII века, они выписаны со свойственной летописцу Нестору беспристрастностью: «Амазонки же не имеют мужей, но, как бессловесный скот, единожды в году, к весенним дням выходят из своей земли и сочетаются с окрестными мужчинами, считая то время как бы неким торжеством и великим праздником. Когда же зачнут от мужчин - снова разбегаются из тех мест. Когда же придет время родить, и если родится мальчик, то убивают его, если же девочка, то вскормят ее кобыльим молоком и прилежно воспитают».
Далее Нестор определяет место обитания амазонок - южнорусские степи, конкретно Скифию. Автор летописи утверждает, что амазонки существовали вплоть до III века нашей эры. На это указывает и карта, составленная для императора Карла Великого. Придворные картографы поместили страну Амазонию севернее Скифии в междуречье Волги и Дона.
Вместе с тем есть немало скептиков, не верящих в существование племен амазонок. Среди них был и великий Страбон: «Кто поверит, что когда-то могла существовать целая армия амазонок, созданная без участия мужчин, и такая слаженная, что совершала набеги на земли соседних народов. Рассказать такое - все равно что заявить, что в те времена мужья играли роль жен, а жены - мужей». И вместе с тем он не отрицает полностью существование женщин-воительниц: «Амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях Кавказских гор, на прекрасной равнине вдоль реки Фермодонт. Всегда она росиста и покрыта травой и может прокормить табуны лошадей. Силой они (амазонки) иногда превосходят мужчин, очень воинственны и беспощадны. Нет им равных в метании копья и стрел. Искусны они и во владении мечом и боевым топором. В детстве им прижигают грудь, чтобы могли они метать копье правой рукой. Из кожи диких животных шьют они себе боевые шлемы, одежду и ремни. Живут по правилам военной демократии, выбирая себе предводительниц, превосходящих их по уму и воинскому таланту».
И, окрасившись кровью, запоет тетива
О том, что амазонки участвовали в военных походах, свидетельствуют их захоронения в разных уголках Земли, где сохранились островки матриархата. Первое, что бросается в глаза при определении захоронений амазонок, - искривления костей ног, присущих всадницам, меч либо боевой двойной топор, конская сбруя, наконечники копий и стрел. В курганных могилах знатных амазонок находят скелеты убитых при погребении коней и рабов, золотые серьги времен Боспорского царства, бронзовые зеркала, гребни. Больше всего погребений амазонок обнаружено на территориях Ростовской и Воронежской областей, в Причерноморье, на берегах Куры, Терека, Днепра. Под Киевом раскопано целое поселение амазонок площадью 250 квадратных километров. Помимо походов, занимались они земледелием, охотой, гончарным производством. Главой поселения была царица. Археологами найден ее трон, искусно декорированный бычьими рогами. Но самого погребения царицы найдено не было, видимо, погибла она в сражении. Под древней Троей обнаружен некрополь с массовым захоронением амазонок, погибших в неравном бою. В черепе одной из них торчал наконечник стрелы. У всех погребенных зафиксированы утолщения фаланг на двух пальцах правой руки - свидетельство того, что всадницы постоянно натягивали тетиву лука.
В 1999 году автор этих строк побывал на раскопках курганов на юге Воронежской области, которые проводила Донская экспедиция Института археологии РАН. В одном из разграбленных курганов был найден скелет женщины с остатками оружия, наконечниками стел, зеркалом, бусами и гребнем. По-видимому, это курганное захоронение принадлежало знатной амазонке, хотя золотые украшения отсутствовали. На окраине Ростова местный археолог Павел Ларенок раскопал погребение женщины, возле которой был положен полутораметровый меч. Но самые интересные погребения двух амазонок обнаружены в британском графстве Камбрия близ города Бруэма. Обе воительницы, 25 и 40 лет, были сожжены на погребальных кострах вместе с лошадьми и воинской амуницией. Из второго погребения извлекли обгоревшую серебряную вазу, ножны, костяные украшения и римские монеты. Это позволило предположить, что амазонки воевали в рядах римской армии и похоронены были по ее обычаю.
Нет нужды более доказывать существование в древние времена женщин, которых древние греки прозвали «безгрудыми мужеубийцами». Удивляет лишь одно - не найдено пока ни одного изображения амазонок без правой груди. Впрочем, история амазонок - последних защитниц матриархата, бесследно исчезнувших на просторах истории между 220–300 годами нашей эры - таит еще много загадок.
http://www.oracle-today.ru/articles/77712/
Свежие комментарии