На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 033 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина Поладова
    Так в чем напутал Пятибрат касательно Луны и месяца? Не припомнюНебесный хрусталь...
  • Полина Поладова
    Такая безценная информация и без должного внимания.. особенно интересно после прочтения глубинной книги. Надо бы зано...Небесный хрусталь...
  • Ирина Чернова
    В Шумере много всего было⚠️🐉Загадка фигурок р...

Великий идол Севера - Загадочная "Золотая баба"

Великий идол Севера. Кто-то говорит, что это сын, но скорее дочь некогда могущественного царства Биармии (Бьярмы) поморов.

В сагах рассказывается о Золотом идоле по имени Юмала, о сказочных богатствах, окружающих храм этой богини. Наружность храма активно была обложена золотом и алмазами, которые лучами своими освещали всю окрестность. На скульптуре богини внутри храма было ожерелье в несколько фунтов золота, венец на голове был осыпан драгоценными каменьями, а на коленях стояла золотая чаша такой величины, что 4 богатыря могли утолить из "чары" жажду. Автор описания этой богини оценивает ее одежду дороже грузов 3 кораблей, плавающих по Греческому морю: "Галицкий ректор прав! Высоко стоит идол, Золотая Баба, по дороге, называемая Вятка, в Скифию, а цена одеяний ее выше товаров трех кораблей купеческих, плывущих по морю Греческому. Соседние племена пуще грозы боятся того идола и поклоняются ему; никто, проходя поблизости, не минует идола..." Летописцы идут с приношениями. Среди них и австрийский посол в России Герберштейн, хотя его вряд ли можно было назвать летописцем, хотя и был он очень любознательным человеком. Я решительно "ввел" его в ряды летописцев только потому, что выучив русский язык, он тщательно изучил старинные летописи (даже делал их переводы), по которым пытался "рассекретить" местонахождение той Золотой бабы, чтобы ей "принести приношения" в виде изучения "на ее родине".

В этой статье я как раз буду много опираться на его "Записки о Московии" и составленную им карту.

Тот самый ректор, только не галицкий, а киевский, говорил, что Золотая баба находится у места впадения Оби в океан, где начинаются реки Сосьва, Березва и Данадым, берущие свое начало от горы Камень Большого Пояса, то есть Урала, и соединенных с ней скал.

Родился так миф. Согласно ему, был идол, Золотая баба, в устье Оби, в области Обдоре. В рассказах этот идол есть статуя, представляющая старуху, держащая на руках младенца, и там есть еще один ребенок. Но кроме того, уверяют, что там поставлены какие-то инструменты, при сильном ветре которые издают звуки вроде трубного. Если это так, то, по моему мнению, ветры постоянно и сильно дуют в эти инструменты. Дальнейшая информация Герберштейна впервые гласит о том, что Золотая баба расположена уже за Уралом, на берегах Оби. Через 30 лет этот факт, описывая в своем сочинении русские просторы Севера, подтвердил и итальянец Александр Гвардини. Он сообщает, что идол находится в низовьях Оби, что ему поклоняются самоеды, как до Нового Времени называли ненцев, народы Югры, и другие племена.

Киевский ректор Туровский также пишет, что вокруг истукана постоянно слышится какой-то рев. Из подобных сообщений происходил домысел, что Золотую бабу постоянно перемещали. И на этот раз идол получил свой дом за Уралом, чтобы спастись от принявших христианство жителей Великой Перми. Его первое письменное упоминание в русских источниках связано с именем Стефана Великопермского.

Правда, выдающийся деятель не имел бы к Золотой бабе никакого отношения, если б не его смерть.

Стефан был отмечен в одной из "писулек", как называл тщательно собираемые им отрывочные записи об идоле поляк Маковский. Там о епископе Стефане говорится как о кротком человеке, живущем среди идолопоклонников, не знающих ни Бога, ни законов, молящихся истуканам, камню, огню, воде, Золотой бабе, волхвам и деревьям: "Был послан к пермичам митрополит Симон, коему божий человек Стефан сказал сразу, что тутошние жители признают токмо бабу Золотую. Того идола искали и чуть не нашли лишь казаки Ермака, покорявшие Сибирь". Ермак, кропотливо изучавший суровый край, впервые услышал о Золотой бабе от чуваша, перебежавшего в его стан.

Великий ханты-мансийский бог. Позже сын вольный Ермак послал отряд конный (казаков) добывать (грабить) на Обь к живущим там народам.

Через безлюдные места уткнулись они в великую реку и остановились на Белогорье в самой близости от храма богини. Но взглянуть на Золотую бабу, а тем более заполучить ее казакам не удалось - перед их приходом богиню со всем имуществом святилища спрятали в недоступном месте.

Православный миссионер Григорий Новицкий, разыскивая туземных истуканов, сделанных по подобию человека, увидел одного божка в виде доски с носом-трубой, небольшими рогами на голове и золотой грудью. При крайней необходимости ханты отщепляли у идола кусочки золота, и это действительно помогало им выжить в трудную годину. Новицкий знал о существовании другого антропоморфного идола, а туземцы прятали его. Он не сомневался в существовании таинственной богини, но так и не увидел ее. И любопытно скорее не само существование богини, а тот образ, который олицетворяет ее. Также золотая скульптура интересна своей историей попадания на Север. Подолгу северные и другие народы считали ее своей Богиней. В конце 1960 годов археологи начали изучать "сакральное место предков" на реке Священный Лес за Полярным кругом, и эта работа длилась в течении 20 последующих лет. Здесь были найдены сотни обломков тех женских украшений, которые диктовал иметь период со 2 века до нашей эры до первых столетий после рождения Христа. Конечно, все это лишь догадки, но вряд ли в истории возможны случайные эпизоды и факты, накапливающиеся в течение полутора тысяч лет недалеко от берегов Северного Ледовитого океана. Вскоре была выдвинута версия, что заброшенное много сотен лет назад святилище богини-матери связано с почитаемой северными народами Золотой бабой. Для северных народов Золотая баба была олицетворением второй силы в природе, прямо влияющей на их жизнь. А святилище древней богини на реке Священный Лес уже использовалось для жертвоприношений до прихода сюда ненцев. Это означает, что существовало представление о речном идоле, что он почитался еще в "допотопные времена", их предшественниками. Им, этим древним народам Европейского Севера, предшествующими финно-уграм, уделил немалое внимание известный востоковед и лингвист Марр.

Ученый называл их северными сарматами или руссами, а ненцы именуют эти народы сииртя. Получается, что трудно пойти против утверждения о существовании здесь древних племен до прихода ненцев и финно-угров, которые поклонялись некой богине рек или вод, перенятой потом и культивированной с учетом собственных традиций пришельцами с Северного Алтая, ставшей впоследствии Ягабабой, изменившейся лишь в силу второстепенных мифологических взглядов. Вспомним теперь о том, что в храме Священного Леса было найдено множество небольших плоских изображений человека с лосиной головой, причем, скорее всего, он имел образ лосихи, самки. После у большинства северных охотничьих народов существовал культ лося. Если происходило какое-либо волнение, иногда его меняли на оленя.

Некоторые монахи-летописцы писали о больших количествах культов, а кое-кто считал, что лось позже был вытеснен культом медведя. Один славянский народ отразил это в двух созвездиях, которые вращались когда-то в ночном небе по обе стороны от центра, расположенного между ними: "Град северный небесный, полюсом называемый. В лосях их отождествление. Но ростом сии два звездных зверя (лося. - И. Б.) малы были, и посему заменены они на медведиц". (Пересказ бронзовой иконы 7 века, найденной в Пермской области).

Здесь русская владычица мира стоит на медведях, окружена она древнеславянскими символами в виде птиц - лебедей, а над ней виднеются 2 звездных лося.

Картина дня

наверх