Пять выходов из лабиринта Ариадны
Галицко-звенигородский музей. Здесь есть древняя книга о царе Крита Миносе, который не сдержал обещания, данного Посейдону, принести ему в жертву прекрасного быка, после чего сын Кроноса (Крона) Посейдон (Нептун), бог морей, был страшно оскорблен. Ну и, как пишет нам древний Глеб Успенский, возмутился обиженный бог и наслал на жену Миноса Пасифаю ужасную страсть, и вскоре родила она существо с телом человека и головой быка.
Выход первый: не верить в сказки
В лабиринте бродил неистовый Минотавр: незаконный отпрыск царской жены. Он родился после того самого оскорбления, а лабиринт был построен спрятать это божье наказание, которое, ко всему прочему, питалось людьми, и поэтому каждый год этому чудищу - человеку с бычьей головой - или, согласно другому преданию, раз в 9 лет привозили под землю, где был спрятан лабиринт, по 7 юношей и девушек. Тесей, афинский царевич, тоже вошел однажды в лабиринт среди обреченных. Но у него были с собою меч и клубок ниток, подаренный дочерью Миноса - Ариадной. Тесей сразился с Минотавром, который умер, а выход из лабиринта герой нашел, следуя по нити разматывающегося клубка. При этом проклятие с острова Крит было снято:
Галицкий историк. Сын музы Истории Клио, а заодно и работник того музея, Василий Шемяка, предполагает, что тот самый лабиринт находился в царском дворце в столице (Кноссе) Миноса (Крита). Правда, ученый не верит в предание и полагает, что речь идет о неком помещении с очень извилистыми ходами.
Выход второй: лабиринт был и использовался в период брачных сезонов
Немецкий историк Херман Керн убежден, что лабиринт действительно был построен, после чего в нем устраивали медленные хороводы, танцы, подобные тем, о которых говорил в своих поэмах Гомер, а также описанным в других сочинениях. В доказательство он предоставляет этрусский кувшин 640 года до нашей эры, на котором изображена группа молодых, безбородых пеших и конных воинов. В руках они держат щиты, на которых изображены птицы и лошади. Они покидают лабиринт, но не просто так, а танцуя. За ними видны 2 пары, соединившиеся в любовных объятиях.
Выход третий: лабиринт использовался и в магических целях
Ученые предполагают, что в лабиринтах часто проходили обряды инициации.
Каждый, кто заглядывал сюда, был похоронен условно, так как идя по все сужающимся в радиусе 7 коридорам, он неизбежно попадал в центр - в тупик.
Выход четвертый: миф о нити Ариадны придумали позднее
Вопреки расхожему мнению, не один князь древности строил лабиринты, из которых, однако, легко, несмотря на сложные и запутанные ходы, можно было выбраться назад. Лишь сын нового времени, забыв об отцовских ритуалах, сделал другим лабиринт (символику), изменив (облик). Теперь в лабиринте появилось множество боковых переходов и галереек.
Выход пятый: почему именно нить?
В древности символ лабиринта почитали как реликвию. Его высекали в камне и рисовали на керамике. На глиняной табличке размером всего 7×6 сантиметров, найденной при раскопках в мессенском городе Пилосе, схема лабиринта процарапана как бы мимоходом. Кто-то сделал на одной стороне перечень коз, а после начертал саму схему на обратной стороне. Под этим видно, как было хорошо известно древним людям устройство лабиринта, как почитались ритуалы, связанные с ним. Иначе, если верить в жестокость рассказа о лабиринте Минотавра, человек, вертевший в руках табличку, вряд ли смог так легко и уверенно изображать лабиринт.
А миф о лабиринте Минотавра не умер и тоже нашел свое объяснение. Вероятно, микенские танцоры, устремляясь в глубь лабиринта, обвязывались нитью, чтобы их череда не распалась и они не потеряли друг друга среди переходов и поворотов. Первый танцор бесстрашно шел вперед, в самый центр лабиринта.
За ним каждый ведомый нитью также был предан смерти, только, конечно, в символическом, игровом или сакральном смысле.
Свежие комментарии