«Мисте́рии» — «таинство», что значит «быть закрытым», «быть с закрытыми глазами», «молчать». Самый древний текст о мистериях – священная египетская «Книга мёртвых», автором которой, по легендам, был Бог Тот.
Адепт, посвящаемый в мистерии, проходил ряд испытаний, которые символизировали его смерть и последующее воскрешение из мёртвых.
«Посвященные» должны были хранить всё, что происходило во время мистических церемоний, под строжайшим секретом.«Самое прекрасное из всех доступных нам переживаний — переживание непостижимого…
Тот, кому незнакомо это чувство, кого ничто более не удивляет и не приводит в трепет, все равно что мертвец».(Альберт Эйнштейн)
Древние «книги мертвых» не только описывают предполагаемые посмертные странствия души, но и передают состояния, переживаемые посвященными во время священных ритуалов — мистерий и углубленных духовных практик. В древних мистериях смерти и возрождения, в священных и тайных обрядах, применялись психотехники, изменяющие сознание.
Мистерии существовали во многих частях света, но особенно были распространены в Средиземноморье. Инициация основывалась на мифах о божествах, символизирующих смерть и возрождение: вавилонских Иштар и Таммузе, египетских Исиде и Осирисе, греческих Дионисе, Аттисе и Адонисе. Считалось, что опыт смерти и возрождения, переживаемый на этих таинствах, освобождал посвящённых от страха смерти и коренным образом преображал их жизнь.
Самыми знаменитыми и важными из мистерий были Элевсинские таинства, основанные на истории о похищении Персефоны богом подземного царства мертвых Аидом, увлёкшим её в свой подземный мир, и периодических возвращениях Персефоны на землю.
Таинства проводились через четыре года на пятый в Элефсисе, городке неподалеку от Афин, на протяжении почти двух тысяч лет, с 1400 г. до н.э. до 395 н.э. Последний император Римской империи Флавий Феодосий своим указом запретил участие в мистериях и всех прочих языческих культах.Называя Грецию колыбелью европейской цивилизации, историки подчеркивают, что древние греки были необычайно талантливый народ, породивший множество идей, оказавших большое влияние на остальную Европу. Должно быть, роль мистерий — самая тщательно оберегаемая тайна всех времен и народов. Сведения о методах и процедурах, которые использовались в этих таинствах, затерялись в веках.
Обряды, культовые действия держались втайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире. В главном зале храма Деметры одновременно проходили инициацию до трех тысяч неофитов.
Какие методики, изменяющие сознание, использовались в этих тайных обрядах, достоверно неизвестно. Установлено лишь, что участники мистерий употребляли напиток кикеон – содержащий алкалоиды спорыньи, сходный по воздействию с ЛСД, а вино для вакханалий содержало сильнодействующие психоделические ингредиенты.
Древние греки не знали перегонного куба и не делали спирта, однако вина, применяемые при дионисийских обрядах, нужно было разбавлять водой в три, а то и двадцать раз, всего три кубка приводили на грань «истинного безумия». Единственным объяснением столь мощного воздействия опьяняющих напитков на душевное состояние может быть добавление психоделических веществ.
В различных духовных философских и мистических традициях: веданта, буддизм, даосизм, суфизм, гностицизм, христианский мистицизм, каббала описывались переживания, которые в повседневной жизни мы не осознаем. Многие из духовных систем являются продуктом многовекового изучения человеческой психики и сознания. Эти приемы изменения сознания сыграли важную роль в духовной истории человечества. Различные мистические традиции и великие духовные учения Востока представляют особый интерес для исследователей трансперсональной психологии.
Результаты современных исследований сознания подтверждают позицию древних учений. При помощи ряда древних «священных» способов, можно вызвать у человека, так называемое, холотропное состояние. Эти технологии сочетают в себе барабанную дробь, звуки трещоток, колоколов или гонгов, монотонное пение, ритмичные танцы, изменения ритма дыхания и особые формы бодрствования. Особенно эффективной «технологией» было ритуальное употребление психоделических растений.
Холотропные состояния были неотъемлемой частью шаманизма, ритуалов и церемоний. Они представляли собой ключевой элемент древних мистерий смерти и возрождения. Важную роль холотропные переживания сыграли в мистических ветвях мировых религий. Эти эзотерические традиции разработали специфические методы усиления таких переживаний.
К ним относятся различные формы йоги, буддийская медитация и сосредоточение, многоголосое монотонное пение, кружение дервишей и многие другие методы. Этими системами были разработаны эффективные виды молитв, медитаций, дыхательных гимнастик для введения человека в состояние изменённого сознания.
Основой мистерий смерти и возрождения были мифологические истории, где действовали различные божества, которые умирали и воскресали, либо спускались в подземное царство мёртвых и благополучно оттуда возвращались. Мифы о смерти и возрождении были основой священных мистерий, во время которых неофиты испытывали смерть, возрождение и глубокое духовно-психическое преображение. Переживания, возникающие у посвящаемых, рассматривались в качестве возможности вступить в контакт с божествами.
Существуют также свидетельства, что добровольное вхождение в подобные крайние состояния сознания рассматривалось как защита от потери рассудка. Об этом свидетельствует древнегреческий миф о Дионисе, который пригласил жителей Фив присоединиться к нему в ритуале, называемом им Малой пляской.
Данным термином обозначался восторг вакханалий – обрядов, включавших в себя принятие опьяняющих напитков, дикие танцы и высвобождение сильных эмоций и инстинктивных позывов. Дионис пообещал фиванцам, что Малая пляска перенесёт туда, где они никогда прежде не бывали. Когда же они отвергли его приглашение, Дионис разгневался и наслал на них Большую пляску. В приступе безумия они приняли Диониса за дикого зверя и убили его.
Этот известный миф указывает, что древние греки сознавали необходимость давать в соответствующей обстановке выход опасным мощным силам, таящимся в человеческой психике. Те сильные переживания, которые посвящаемые испытывали во время мистерий, в особенности духовно-психическую смерть и возрождение, имели целительный и преображающий потенциал.
Об этом свидетельствует диалог «Федр» древнегреческого философа Платона, в котором обсуждается четыре типа безумия, вызываемого божественными влияниями: эротическое, когда человеком овладевают Афродита и Эрос, пророческое под влиянием Аполлона, художественное безумие, вдохновляемое одной из Муз, и ритуальное или безумие мистических таинств, вызываемое Дионисом. Платон даёт описание терапевтического потенциала мистического безумия, приводя в качестве примера менее известные древнегреческие мистерии, посвящённые Кибеле.
Согласно его свидетельству, дикие пляски под звуки флейт и барабанов, достигающие своей кульминации во взрыве, высвобождении эмоций, приводили к состоянию глубокого расслабления и покоя. Среди наиболее древних мистерий смерти и возрождения – вавилонские и ассирийские обряды, связанные с Иштар и Таммузом. Миф, лежащий в основе ритуального действа – это история богини — матери Иштар и ее нисхождения в подземный мир, где правила её сестра, богиня Эрешкигаль. Иштар спустилась в царство мёртвых в поисках священного эликсира, который мог бы вернуть к жизни ее мертвого сына и мужа, бога растительности Таммуза.
В друидических мистериях Британии, граница между символической и физиологической смертью была весьма зыбкой. Посвящаемого помещали заживо в гроб, укладывали в открытую лодку и сталкивали в море, изображая, таким образом, смерть бога Солнца. В этом необычном и тяжелом испытании гибли многие посвящаемые. К тем, кто переживал этот суровый ритуал, относились как к заново рожденным.
В Древнем Египте — в святилищах Карнакского храма, в царской комнате Великой Пирамиды, в храмах Исиды и Осириса, Хатхор в Дендере, Абидосе, проводились «Мистерии Осириса и Исиды». Кандидат в посвященные под руководством иерофантов проходил через ряд тяжелых испытаний с целью преодолеть страх смерти и обрести доступ к эзотерическому знанию о природе, Вселенной и человеке.
Мифологической основой для ритуала трансформации служила история убийства Осириса его братом Сетом и последующего возращения к жизни с помощью сестер Нефтис и Исиды. Осирис затем стал правителем подземного мира. В этих мистериях тема смерти и возрождения связывалась с циклом чередования дня и ночи и странствием солнечного бога Амона по небу и через подземный мир.
Степень важности мистерий для культуры древнего мира и их значение для развития европейской цивилизации очевидно, поскольку среди прошедших посвящение было множество знаменитых людей древности. В Элевсинские таинства были посвящены Платон, Аристотель, Еврипид, Софокл, Марк Аврелий.
Римский государственный деятель и философ Марк Туллий Цицерон принял участие в мистериях и изложил восторженную оценку их воздействия, а также влияния на цивилизацию древнего мира в книге «О законах».
«Нет ничего выше этих мистерий. Они улучшили наш характер и смягчили обычаи, заставили нас перейти от дикости к истинному гуманизму. Указали не только как радостнее жить, но и как умирать, не теряя надежды».
(Марк Туллий Цицерон об Элефсинских мистериях )
Свежие комментарии