На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 033 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Алтайцев
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Луна Искусственна...
  • Полина Поладова
    Так в чем напутал Пятибрат касательно Луны и месяца? Не припомнюНебесный хрусталь...
  • Полина Поладова
    Такая безценная информация и без должного внимания.. особенно интересно после прочтения глубинной книги. Надо бы зано...Небесный хрусталь...

Маги, знахари, колдуны

Нет чудес, которые бы противоречили Законам Природы. Чудеса противоречат только нашим представлениям об этих Законах.

volhv

В давние времена картину Мира создавала мифология, а орудием для воздействия на окружающий мир служила Магия. К магии наши далекие предки относились не как к чему-то исключительному, а как к делу необходимому, требующему определенных способностей, умений и знаний.

«Магия – значит могия. Кто могет, тот и маг» (А. Андреев – «Очерки русской этнопсихологии»).

Любая магия – это процесс поиска и призывание особой силы, наличие или отсутствие которой все ощущают.

Адепты магии считают, что многие события и явления, которые мы считаем обыденными, на самом деле полны магии. Магия течет под поверхностью вещей. Она способна подарить душевный покой, уверенность в завтрашнем дне, привлекательность в глазах других людей, способность достигать поставленных целей, не затрачивая на это особых усилий и времени.

Нужны лишь способности, знания и вера.

Постепенно выделились люди способные профессионально общаться со сверхъестественными силами и даже управлять ими. Обладали они особым тайным знанием — веданием. Так появилось ведичество — знахарство — колдовство. Уже в поздние времена разделилось оно, очень условно, на «белое» (доброе, целебное) и «черное» (зловредное).

Представители древней магии были угодны народному большинству. Вот что говорится в послании белгородского и обоянского митрополита Мисаила, датированное 1673 годом:

«Да в городах же и уездах мужеского и женского полу бывают чародеи и волхованием своим и чародейством многих людей прельщают. Многие люди тех волхвов и чародеев в дом к себе, к малым детям и больным призывают, а они всякое волхование чинят, и от правоверия православных христиан отлучают».

В русском языке есть множество значений для обозначения лиц, занимающихся народной, преимущественно магической, медициной – жрецов языческих божеств и сил Природы.

Само слово «жрец» родственно словам «жертва» и «жрать», что указывает на человека, ведающего приношением богам и осуществляющего связь между богами и людьми, между миром людей (явь) и миром предков (навь).

Исторические данные указывают на то, что когда-то верховным богом, ведающим плодородием и избавлением от различных недугов, являлся Велес, он же был покровителем скотоводства и богом мудрости, то есть вмещал в себе все мирные достоинства, за что и был любим земледельческим народом.

В те времена существовали представления о растительности, как волосах земли, а земля представлялась живым существом, части которого соотносятся с частями тела человека или животного: скaлы – кости, вoды – кровь, корни деревьев – жилы и т. п.

Велеса называли «волоховатым», то есть волосатым, отсюда «волоховать» – служить богу, и «волхвы» – его служители.

Необходимо сказать, что культ Велеса не был однородным по всей Руси, где-то считали главным богом Перуна, где-то Сварога, где-то молились своим незнаемым богам, но в целом мировоззрение у наших предков совпадало, что позволило в дальнейшем им объединиться в единый народ.

Еще одна теория происхождения слова волхвъ – от санкр. валг (светить, блистать, поклонение свету). Когда-то считалось, что волхвы являются верховными храмовыми жрецами, отличаясь этим от перемещающихся: калик перехожих, скоморохов и от местных: колдунов, знахарей.

Слово знахарь, обозначает людей знающих, обладающих особыми знаниями, в том числе в области целительства и магии (промысловой, воинской, любовной). Более древнее слово ведун означает человека ведающего (отсюда и Веды – сборник сокровенных знаний), видящего то, что многим другим невидно.

Одного корня с ним и слово вещать (сказывать, говорить вещую правду). Родственное по понятию слово баять, отсюда баян, боян – человек в поэтической форме повествующий о знаниях, накопленных народом. Кудесник — делающий кудеса (чудеса). Кощунники доносили до людей кощуны – священные предания и предсказания, то есть «кощунствовали».

Берегини – жрицы охранительной магии из культа Макоши (богиня-матерь) оберегали людей знающих и заведовали различными оберегами. Чародеи не только насылали волшебные чары, лишающие людей правильной ориентировки в действительности, но и снимали вредоносные чары.

В наше время наиболее распространено слово колдун, имеющее весьма неоднозначное значение. Слово это – древнейшее и, пожалуй, самое широкое в смысле обозначения всех видов жрецов на Руси.

 

Колдуны – наследники древнего языческого культа плодородия. Колдун – это тот, кто способствует правильному вращению коло — солнца, всего мира. Первая часть слова — кол прямо указывает на его принадлежность к календарным циклам праздников, т.е. задача колдуна, кроме лечебных дел, есть отправление культа древних богов и проведение празднеств.

Колдуны – это бытовое жречество, которое прямо живет в народе. В языческие времена ведун, колдун, ведьма имели благое, положительное звучание, что подтверждается археологическими и филологическими исследованиями многих остатков древнейших верований.

Колдуны (знахари, виритники, чародеи) обладают как знаниями «белой» магии (целебной, защищающей, плодородной), так и знаниями «черной» магии (враждебной, насылающей порчу, заставляющую что-либо принудительно делать).

И в этом сказывается определенная стихийная диалектика: единство и борьба противоположностей, относительность понятий «добро и зло», попытка уравновесить различные стороны этого мира.

Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов, к темным силам. Считалось, что знания и сила получены такими знахарями-колдунами непосредственно от нечистого или добыты в сверхъестественном мире.

Нередко складывалась такая ситуация, что об одном и том же человеке в селе говорили как о добром знахаре, помогающем людям, так и как о злом колдуне, насылающем болезни и несчастья.

К последним обычно причисляли лиц одиноких, замкнутых, с какими-нибудь странностями в поведении, определенными чертами во внешнем облике (например хромотой, слепотой, т.е. чертами, которыми определялись люди «чужие» и представители иного мира).

Убеждение в том, что тяжелые формы «порчи» может излечить только сам колдун, приводило в прошлом к серьезным конфликтам, когда предполагаемого виновника под угрозой расправы заставляли устранять результат своей вредоносной деятельности. Известны и трагические случаи, когда подозреваемого в колдовстве убивали.

«В мужском знахарстве сила основополагающий принцип: синоним или обоснование права осуществлять знахарскую деятельность. «Я не могу, а вот иди, тот-то знает, он сильнее», – советует местный знахарь пришедшему к нему крестьянину, видя, что самому ему с задачей не справиться.

Чтобы снять порчу – последствия колдовства – «находят сильнее того, кто сделал. И отделывали: сила на силу» (Костромская обл., Парфеньевский р-н, с. Николо-Ширь). Подчеркнем, что сила – атрибут именно профессионального, как правило, мужского знахарства.

Сам колдун, как и другие маги, почти всегда был личностью незаурядной, демонической, не боявшейся «ни черта, ни бога», наделенной частенько такой силой и знаниями, которые в народе весьма уважали и побаивались.

В народе «сильных» знахарей отличают от всех прочих (и прежде всего – от деревенских бабок-шептух, лечивших своих детей и соседок). Женское знахарство, как правило, домашнее, его навыками обладала практически каждая рожавшая женщина» (Т.Б.Щепанская. Сила: коммуникативные и репродуктивные аспекты мужской магии. Мужской сборник. Выпуск 1. М., 2001).

Колдунами часто становятся люди, соприкоснувшиеся с потусторонним миром, например, украденные лешим, пережившие состояние обмирания, получившие знание заговоров от странников, нищих, юродивых.

В большинстве случаев особые знания передавались по наследству и сохранялись в семье; потомственному знахарю приписывались особые способности, и он пользовался у окружающих наибольшим уважением. Преемник, как правило, выбирался среди родственников не моложе 9 лет, что связывается с фактом выпадения молочных и вырастания постоянных зубов, без которых, считалось, колдун теряет свое могущество. Кое-где считалось, что приобщившийся к иному миру становился отличаемым от других людей: окружающий мир отражался в его зрачках в перевернутом виде. Чтобы скрыть это, знахарь избегал смотреть людям в глаза.

Получив сверхъестественную силу и колдовские знания, знахарь приступал к выполнению своих функций, наиболее распространенной среди которых было целительство.

Знахарь лечил все болезни людей и скота, но в первую очередь болезни, полученные в результате колдовства: порчи, сглаза, оговора, испуга.

Как правило, лечебные обряды проводились ночью или ранним утром до восхода солнца. Некоторые знахари выбирали для проведения обрядов определенные дни, чаще всего среду и пятницу. Считалось, что наиболее успешным является лечение, проводимое в период убывания месяца. Согласно другим сведениям, заболевшего начинали лечить в ту же фазу луны, в период которой его «испортили».

Многие знахари избегали лечить в жилом помещении, особенно в том, в котором находились иконы, объясняя, что «заговоры в доме с образами не действуют», а приступая к лечению, «запирали» пространство при помощи ножа и не разрешали никому ни входить, ни выходить.

Если лечение все-таки проводилось в доме, то все действия происходили под матицей или же на пороге жилого помещения, которые в пространственной организации жилища играли роль границы между «своим» и «иным» миром.

Наилучшим, а нередко и единственно возможным, местом проведения магических обрядов считалась баня, игравшая исключительную роль в системе народного мировоззрения. Эффективным также считалось лечение, проводимое на месте рождения человека.

Большая часть болезней, которые лечит знахарь-колдун: уроки, сглаз, испуг и др. относятся, по воззрениям современной медицины, к болезням внушенным. Болезнь наступает вследствие обиды, ссоры, непочтительного отношения к колдуну, иногда достаточно просто встречи в недоброе время, недобрый взгляд или просто распространившийся слух про то, что человека кто-то «заговорил».

После этого объект нападения начинал «маяться» и частенько заболевал.
Сверхъестественные способности колдуна объясняли его связью с «иным» миром. Есть поверье о том, что эти знания необходимо передать кому-либо в конце жизни, чтобы «легко умереть».

По-настоящему заниматься колдовством человек может, пока у него есть жизненные силы, о чем свидетельствуют и его успехи на поприще, и внешние признаки: наличие зубов, острота ума и зрения.

Настоящий знахарь-колдун обязательно проходил через определенную учебу и обряд посвящения. Большое значение имело обучение тайным знаниям, для чего человек уходил в ученичество и в полное подчинение колдуну обычно на семь лет. Данные сведения содержатся и в русских сказках, например «Ученик колдуна».

Очень важным считалось пройти обряд посвящения, при котором происходило мистическое «повторное рождение» человека уже в качестве колдуна, у него же открывались некие таинственные силы и способности.

Человек, сознательно становившийся колдуном, должен был пройти посвящение. Известны были различные формы посвящения; так, исследователями был записан такой рассказ об обряде посвящения в колдуны: «Колдун поведет тебя в байну на зари, он попросит, она выскочит, скакуха (лягушка), эту скакуху нужно проглотнуть в себя».

Это — форма посвящения, когда посвящаемый не поглощается, а сам поглощает хтоническое животное. Наиболее архаическая форма посвящения — обрядовое поглощение неофита:

«Колдун и желающий стать колдуном идут в баню. Там тот должен положить крест под левую пяту и отречься от бога и царства небесного. После этого из-под полка выскочит лягушка, сначала маленькая, а потом станет расти, расти и разрастаться во всю баню.. Тогда колдун велит тому лезть в разинутую пасть лягушки».

Обрядовое поглощение давало посвящаемому магические способности.

После посвящения, колдун получал и особых помощников (чертей, бесов, икот, зверей, магические предметы), с которыми якобы и была связана его магическая сила.

Сам колдун своих бесов иносказательно называл «товарищи», указывая на тесное сотрудничество с не очень чистой (как обычно и сам мужик) силой.
«Считалось, что «нечистая сила», находившаяся в подчинении колдуна, постоянно требовала работу, в противном случае черти мучили своего хозяина.

Колдун даже давал им трудновыполнимые или вовсе невыполнимые задания, например, рассыпал горсть песку или золы и просил чертей свить веревку. В деревне половина, как свидетельствуют записи, колдун рубил на мелкие части голик (веник из березовых веток без листьев) и раскидывал его, а черти собирали:

«…пока собирают, опять соберут, опять придут, (давай) работу. А если работы не дает, дак самого колдуна-то, как приступы, как трясет, мучает» (Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза: Истоки и полисемантизм образов. Т.2: Былички, бывальщины, легенды, поверья о людях, обладающих магическими способностями. Петрозаводск, 2000).

Интересна и такая социальная роль колдуна, как защитника от различного рода злонамеренных поползновений на селение и общину близ которой проживал колдун, особенно во время разборок с соседними селениями по поводу земель и покосов.

Бывало, что вначале разбирались «чей колдун сильнее», а уж потом наступал черед физическим разборкам и уж потом, в крайнем случае, следовало обращение в полицию и суд.

Люди богатые и жестокие побаивались колдунов, поскольку сами нарушали Мирскую Правду и могли за это поплатиться по древним языческим законам возмездия. Уже в дальнейшем, когда институт знахарства во многом выродился в темное колдовство, люди властные стали подкупать колдунов для того, чтобы делать «что душе угодно».

Начиная с XVII века, во времена острых гонений на всякое издревле русское (в т.ч. скоморохов), времена Раскола в русской церкви и разворотом страны в сторону «просвещенной Европы», колдовство и знахарство стали считать черной зловредной магией.

Научное мировоззрение попыталось разделаться с «темным прошлым» по своему – вначале полностью отрицая возможности народной «магической» медицины, затем попытались объяснить многое с помощью таких понятий как «внушение» и «этнофармакология».

Полностью объяснить все проявления целительства вряд ли когда будет возможно, как и объяснение всех тонкостей жизнедеятельности человека.

И все-таки вплоть до XIX века всевозможные магические действия были естественной частью обыденной жизни у многих людей в России. Магические действия использовали, когда хотели завоевать чью-либо любовь или разрушить чье-либо семейное благополучие.

Отправляясь в дальнюю дорогу, магическими обрядами ограждали себя от несчастий, которые могут случиться в пути. К чародейству прибегали, когда желали добиться расположения сильных мира сего или отомстить ненавистному врагу.

Магия применялась для предупреждений неприятностей, для выявления и лечения болезней, для зашиты от различного рода неприятностей.

Колдуны преследовались государственной властью во время царской России. Почти до конца XIX в. в волостных правлениях разбирались различного рода тяжбы, в которых истец жаловался на ворожбу обвиняемого. Н. Костров – автор работы «Колдовство и порча у крестьян Томской губернии» (1879 г.), приводит ряд дел, разбираемых судебными органами. Так, в 1820 г. проводилось следствие по обвинению в порче 13 человек.

В настоящее время вера в реальное существование знахарей и колдунов как особых представителей сверхъестественного начала в человеческом обществе постепенно исчезает. В то же время значительно повысился интерес к личности и медицинской практике знахарей, занимающихся врачеванием.

Хорошо зная характеры, родословную своих соседей, воздействуя на психику внушением и гипнозом, они помогают больным в довольно сложных случаях. При наличии веры больного и окружающих в действенность традиционного лечения магические обряды вызывают значительный психотерапевтических эффект.

Для успеха в магии рекомендуется твердо верить в то, что наши мысли обладают большой силой и в конечном итоге могут материализоваться. Необходимо полностью отказаться от желания объяснить происходящее с помощью логических размышлений и научных знаний.

Надо поверить в свою способность влиять на окружающий мир при помощи мысли и образа, то есть, по сути, вернуться в дологическое состояние сознания, что вряд ли сочетается с современным ритмом жизни.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх