На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 033 подписчика

Свежие комментарии

  • Полина Поладова
    Так в чем напутал Пятибрат касательно Луны и месяца? Не припомнюНебесный хрусталь...
  • Полина Поладова
    Такая безценная информация и без должного внимания.. особенно интересно после прочтения глубинной книги. Надо бы зано...Небесный хрусталь...
  • Ирина Чернова
    В Шумере много всего было⚠️🐉Загадка фигурок р...

Трезвый – значит русский

Исполнилось 30 лет с начала легендарной антиалкогольной компании 1980-х, с шутками и прибаутками вошедшей в жизнь каждого жителя нашей страны. Инициатива борьбы с пьянством, как водится, шла сверху. Народ, как обычно, сопротивлялся. Но самое удивительное в том, что еще сто лет назад все обстояло с точностью до наоборот! Народ объединялся в общества трезвости, а власти противостояли ему в этом…

Первыми тревогу по поводу безудержного потребления населением алкоголя забили церковные подвижники и даже святые. Иоанн Златоуст говорил: «Многие составляют товарищества для гулянья и винопития. Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству». С ним в «Слове о пьянстве» соглашался Феодосий Печерский в далеком ХI веке: «Пьянством – ангела-хранителя отгоняем от себя, а злого беса привлекаем, ибо бесы радуются нашему пьянству. В пьяном человеке бес достигает всех своих коварных желаний, ибо сам он становится бесом». Нередко в святых обителях и вовсе запрещалось потребление любого алкоголя. Но, несмотря на это, пьянство проникало даже за каменные стены древних монастырей. Дошло до того, что легендарный патриарх Никон в ХVII веке вынужден был провести специальный «Собор о кабаках». С этого момента православная церковь объявила беспощадную борьбу пьянству по всей России.

Дошло до того, что в церковных приходах стали появляться… общества трезвости. Один из подвижников трезвого образа жизни священник П. И. Поляков в 1891 году организовал первое в стране Всероссийское общество трезвости, и даже с 1914 по 1917 год издавал популярную газету «Трезвость».

Инициатива священника настолько пришлась по вкусу простым жителям Российской империи, что к 1911 году в России насчитывалось 1767 обществ трезвости. Звучит фантастически, ведь всего 70 лет спустя вся страна, как один, поднялась против антиалкогольной компании М. С. Горбачева. Самое интересное: до революции жители страны были настолько негативно настроены к производителям и особенно продавцам водки, что в глубинке нередко «вспыхивали» самые настоящие кабацкие бунты и погромы. Особенно опасными для производителей зелья считались Ковенская, Виленская, Саратовская, Курская, Тульская и некоторые другие губернии.


«Указ о кабаках»

Протест населения против производителей и продавцов спиртного тем удивительнее, что на Руси производство и продажа водки, или, как ее называли с XV по XIX век, хлебного вина являлось делом государственным! По-другому и быть не могло - ведь готовый продукт оказывался в десятки раз дороже зернового сырья.

Одна из первых государственных монополий в конце XV века, появившаяся во время правления Ивана III, была введена на продажу и производство хлебного вина. Доходило до абсурдного: производство собственного алкоголя, будь то пиво, настойка или вино разрешалось лишь по семейным праздникам с обязательной уплатой государственной пошлины – «явки». Выпить произведенный домашним способом алкоголь предписывалось не позднее 3-5 дней после производства, дальше оно подлежало конфискации. Возникает логичный вопрос: кто и как мог контролировать производство домашнего вина, а тем более его употребление? Тем не менее, по свидетельству путешественника Альберта Кампенского, посетившего Московию в 1532 году, сей закон жителями Москвы выполнялся неукоснительно!

Со временем на Руси стали появляться «царевы кабаки». Первые из них открылись в столице по повелению Ивана Грозного и впоследствии активно насаждались при Борисе Годунове. Однако содержать питейные заведения государству было делом слишком хлопотным. И «царевы кабаки» отдали на откуп. Система была проста: откупщик выплачивал государству определенную сумму, а дальше крутился, как мог.

Стали падать цены, а вместе с ними и качество алкоголя. Не удивительно, что по стране прокатилась очередная волна народных бунтов, требовавших от царя избавить народ от «откупщиков». Бунты, конечно, подавили, но и к мнению народа прислушались. В 1649-1650 годах прошел Земский собор, после которого появился «Указ о корчмах», прозванный в народе «Указом о кабаках».

Фактически под напором общественности была проведена первая в стране антиалкогольная компания. Появились правила, согласно которым в селах содержать кабаков не дозволялось вовсе, а город мог иметь лишь один кружечный двор. С него разрешалось отпускать вино исключительно на вынос: ведрами, кружками и большими чарками. При этом категорически запрещалось отпускать алкоголь в долг или под залог. Также полностью запрещалась продажа алкоголя в постные дни.


Деньги, деньги, деньги

Казалось бы, интересы народа, желавшего вести трезвую жизнь, и государства совпали. Увы! Финансы, как всегда, одержали верх. Вновь начало расти количество кабаков, и к 1680 году питейных сбор составил до четверти всех налоговых сборов казны. Молодому Петру I позарез нужны были деньги на строительство городов и флота, а также на ведение войны. Где взять деньги? Разумеется, с пьющих людей! Производство зелья пошло с утроенной силой. Теперь хлебное вино делали как на казенных заводах, так и на возобновившихся «откупах». Для пущей выгоды царь запретил домашнее винокурение даже для помещиков и бояр. При этом стрельцы активно занимались конфискацией винокуренных сосудов у населения -- так в приснопамятную антиалкогольную компанию 1980-х милиция изымала у народа самогонные аппараты.

Правда, почувствовав назревающий бунт, Петр I на 10 лет разрешил свободное производство алкоголя всем слоям населения. Именно при Петре I в стране появились питейные избы и питейные стойки. Екатерина II продолжила практику своего предшественника, разрешив лицам, взявшим на откуп производство и продажу алкоголя, открывать питейные заведения не только там, где они пожелают, но и в любом количестве! Откупщикам было обещано монаршее покровительство и даже использование государственного герба.

Именно с этого момента и началось фактически спаивание населения страны. Благодаря откупщикам к 1795 году питейный сбор вырос до трети доходов бюджета страны, а к середине XIX века до 46%!

В том или ином виде система торговли алкоголем «откупщиками» существовала до середины XIX века. В то же время государство физически было не в состоянии контролировать количество и качество продаваемого алкоголя, а чиновники, которым вменялось в обязанности инспектировать питейные заведения, зачастую были на содержании у самих торговцев хмельным продуктом. Не удивительно, что народ опять взбунтовался. В середине XIX века по стране прокатились «кабацкие бунты», а с 1849 года практически одновременно в разных губерниях возникло сразу 32 общества трезвости!


Чарка раздора

Решительное «нет» употреблению алкоголя высказали крестьяне Саратовской, Рязанской, Екатеринославской и Курской губерний. Появились общества трезвости в ряде городов Сибири. Самое удивительное, что общества трезвости дореволюционной России занимались не только пропагандой здорового образа жизни, но и содействовали искоренению пьянства на практике. Состоящие в обществах крестьяне коллективно решали не пить хлебного вина, и подобные решения облекались в форму словесной клятвы или даже в зарок с крестным целованием.

Почин крестьянства в 1859 году поддержал Святейший Синод, благословивший священников на проповеди против употребления хлебного вина. Был запрещена продажа любого алкоголя вблизи церквей и на церковных землях. Казалось бы, власть должна была радоваться -- но нет! Резко упали доходы торговцев спиртным, а вместе с ними и их контролирующих органов – полиции и чиновников. На общества трезвости и их активистов обрушилась вся мощь госаппарата.


Налог на градусы

Не гнушались вступаться за производителей и продавцов спиртного, фактически убивающего и разоряющего население, даже первые лица государства. Министр финансов тех лет писал: «...Приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходней для сей цели не допускать». Дав исчерпывающие поручения полиции, неугомонный министр обратился к зачинщику компании трезвого образа жизни обер-прокурору Святейшего Синода: «Совершенное запрещение горячего вина посредством сильнодействующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание». Начались нешуточные гонения: более 11 тысяч человек отправилось в тюрьму за призывы к воздержанию от алкоголя!

Самое удивительное, что работа обществ трезвости и наставления священников дали существенные плоды. В 1865 году на душу населения приходилось 4,55 л чистого спирта, в 1875 – 4,18, в 1885 – 3,32, а в 1893 и вовсе 2,46 литра. Факты, как говорится, налицо. По всей стране в разы снизилось количество смертей от пьянства и некачественного алкоголя. Вопреки распространенному мнению, начиная с 1880-х годов среднедушевое потребление алкоголя в России было одним из самых низких в Европе и Америке!


Съезд трезвенников

Сегодня даже сложно себе вообразить размах борьбы с пьянством в царской России. Как уже говорилось, существенную роль в этом вопросе сыграла церковь. Лидером общероссийской борьбы с пьянством стал руководитель Александро-Невского общества трезвости в Санкт-Петербурге А. В. Рождественский. В первый же день работы порог организованного им общества переступило 150 человек, а спустя всего год его численность составляла 3204 активных члена. По инициативе общества в Санкт-Петербурге зимой 1909 года был проведен Первый Всероссийский съезд по борьбе с алкоголизмом. Его результатом стало решение учредить общества трезвости при каждом церковном приходе по всей стране. В том же году по указу Синода во всех церковно-приходских школах (а это два миллиона мальчиков и девочек) были введены уроки, на которых рассказывалось о вреде алкоголизма. Даже в государственной думе была создана комиссия по борьбе с пьянством, ее председателем стал гомельский епископ Митрофан. В те дни газеты отмечали: «Россия осознала, что именно трезвости она будет обязана и своей победой и экономическим и духовным возрождением». Дошло до того, что в марте 1914 года в стране учреждался день борьбы с пьянством, отмечать который предписывалось 11 сентября в день усекновения главы Иоанна Крестителя. С началом Первой мировой войны в стране и вовсе вступил в силу сухой закон.


Чудо сухого закона

Надо признать, что практически мгновенное отрезвление массы людей вызвало у власть предержащих самый настоящий шок. Доктор А. Мендельсон в своем труде «Итоги принудительной трезвости и новые формы пьянства» писал: «Небывалый в истории человечества опыт внезапного отрезвления многомиллионного народа и результаты этого эксперимента, длящегося уже более года, поразительны. Сотни миллионов рублей, раньше пропивавшиеся русским народом, потекли в сберегательные кассы. По отзыву министра финансов, покупательная сила русского народа и продуктивность труда заводских рабочих увеличилась в чрезвычайной степени, что дает возможность провести в ближайшем будущем крупные финансовые реформы…» По словам того же Мендельсона отрезвление России вызвало восторг и изумление у большинства развитых стран Европы.

О «сухом законе» в России как о выдающемся событии в жизни нашей страны писал А. И. Введенский: «В истории антиалкогольного движения 1914 год останется одной из знаменательнейших дат… Было положено начало беспримерному социальному эксперименту. Огромная страна с репутацией одной из самых нетрезвых, с растущим из года в год потреблением спиртных напитков, с бюджетом, по справедливости называвшимся «пьяным», вдруг отрезвела как по волшебству… То, что еще так недавно казалось утопией даже фанатикам трезвости, стало действительностью, притом повседневной. Новый порядок вещей, так непохожий на прежний, вошел в жизнь и неузнаваемо изменил ее облик, отозвавшись, так или иначе, на всех сферах народной жизни… Перед лицом совершившихся и еще продолжающихся превращений не кажутся преувеличенными сказанные не раз слова, что 18 июля 1914 г. Россия одержала победу над врагом гораздо более страшным, чем враг внешний».

После отмены сухого закона в 1925 году и смерти трезвенника В. И. Ленина начался рост потребления крепкого алкоголя в стране. Для многих и сегодня очевидно, что введение мягкого варианта «сухого закона» в 1985 году было не только оправдано, но и привело к повышению производительности труда, массовому отрезвлению населения, увеличению рождаемости и продуктивности труда, как, впрочем, и к череде бунтов. Есть надежда, что сегодня умеренная пропаганда, направленная на уменьшение потребления алкоголя, безусловно, положительно скажется на возрождении страны.


Череда войн и революций, в которые вступила Россия в начале ХХ века, чуть было не погубила потребление алкоголя в стране. Во время русско-японской войны 1905-1907 годов был введен запрет на продажу водки в ряде губерний страны. С 1906 по 1913 годы водка продавалась лишь в столицах и крупных городах строго с 7 до 22 часов, в деревнях торговля спиртным прекращалась ровно в 20:00. К самогонщикам безжалостно применялось уголовное наказание.

Заложенная в начале ХХ века традиция трезвости привела к падению среднедушевого потребления алкоголя в стране в 1925 году до рекордно низких 0,88 литра. Для сравнения: в прошлом 2014 году аналогичный показатель составил 15,1 литр спирта на человека. Получается, в современной России пьют в 4 раза больше, чем в царской, и в 17 раз больше, чем в первое десятилетие советской власти!

Дмитрий СОКОЛОВ

http://www.oracle-today.ru/articles/79945/

Картина дня

наверх