На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 045 подписчиков

Свежие комментарии

  • Полина
    Глаза свои протрите; неужто вы считаете и по сей день, что вы одни такие в бескрайних просторах космоса? С 60 годов с...Интервью с Ласерт...
  • Юрентий Сантилимонович
    И всё же мне кажется , Казначеев главное умолчал о своём генераторе времени.Феномен омоложени...
  • Владимир Алтайцев
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Луна Искусственна...

Остаться в живых

«Вперед, Гао! Мы на месте. Настоящее блаженство: отличная тропа, двухметровый снег, температура минус 30, и наши собаки в прекрасной форме! Об этом путешествии я мечтал долгими ночами, когда был далеко от Севера и от моих собак. Я счастлив. Ради этого я и приехал в Сибирь». 2 декабря 2005 года путешественник Николя Ванье стартовал от озера Байкал, чтобы преодолеть 8000 км на собачьей упряжке через всю Россию!


Притяжение Севера

Николя Ванье – необычный француз. Его не тянет лежать на пляже под пальмами. Больше всего на свете он любит холод, мороз и снег. Парадокс в том, что Николя родился в африканском Сенегале, где его отец-военный проходил службу, а детство и юность провел в родной Франции, где зимой снег тоже в дефиците. Но книги Джека Лондона сделали свое дело, и он рано увлекся романтикой Крайнего Севера и стал грезить о холодных краях. Сегодня, с высоты своих 53 лет, Николя взирает на пройденный путь и ни минуты не жалеет о своем выборе. На вопросы журналистов, почему он, южанин, так проникся темой далекого от Франции Севера, он отвечает: «Мне близки люди Севера, живущие в гармонии с природой. В краю белого безмолвия легко дышится и много свободного пространства».

По меркам путешественников, он прославился рано – в 29 лет, когда совершил свою первую пешую экспедицию в поисках исчезающих видов оленей по бескрайним равнинам Лапландии. Это была своеобразная проба пера, но Николя уже тогда понял, что Север – это его жизнь и судьба. Зимой 1983 года он отправился в Канаду, где планировал пройти на каноэ по следам индейцев-горцев: от Шеффервиля до залива Унгава. Путешествие растянулось на несколько месяцев, и полуостров Квебек-Лабрадор он пересек только в начале 1984 года.
Впервые тогда Николя использовал в походе ездовых собак. Итогом его одиссеи стала книга «Большой Север».

В 1986-1987 годах на протяжении полутора лет Николя Ванье и его команда на 12 лошадях, упряжке из 24 собак, на индейских каноэ и плоту из сосен преодолели 7000 км по самым диким местам Скалистых гор и Аляски, от Вайоминга до Берингова пролива. Путешественники попытались повторить маршрут великих пионеров Дикого Запада.
Открытие Сибири

В 1990 году в России было неспокойно. Советский Союз трещал по швам и разваливался на части, миллионы людей остались без работы, без средств к существованию. В магазинах по всей огромной стране пустовали полки, люди еле-еле сводили концы с концами и буквально выживали. Немногие иностранцы из благополучной, сытой Западной Европы стремились приехать сюда. Эти трудности не пугали французского путешественника. Зимой 1990 года он впервые посетил Россию, чтобы на лошадях, собачьих упряжках, пони и каноэ пройти 7000 км по нетронутой тайге от Монголии до Арктики. Это путешествие перевернуло жизнь француза. Он понял, что в наше время многие люди живут так же, как и их предки – вдали от цивилизации, без телевизора, телефона и компьютера, но от этого не чувствуют себя менее счастливыми. Это открытие так вдохновило Николя, что в 1993 году он снова прилетел в Россию, чтобы поселиться на Крайнем Севере и прожить целый год в эвенкийской семье. «В начале 90-х годов я жил в семье оленеводов в Верхоянских горах, -- делился впечатлениями француз. -- Своими глазами я видел жизнь обычных якутских и эвенкийских семей. Большое впечатление на меня произвела кочевая жизнь северян, которые близки с природой, живут в полной гармонии с ней». Это был бесценный опыт. На родине у Ванье остались молодая жена и дочь, и уже зимой 1994 года Никола отправился на лошадях с супругой и полуторагодовалой дочкой по Скалистым горам США. Некоторое время семья провела в построенной собственными руками хижине. Всего за зиму 1994-1995 годов чета Ванье преодолела 2500 км.

Зима 1999 года ознаменовалась еще одним походом по северу Америки – от города Скагвэй на Аляске до Квебека. 8600 км были пройдены за 100 дней.
Сибирская одиссея

Сибирь всегда оставалась заветной целью французского путешественника. Приняв участие в десятках экспедиций в разных частях света, он хранил особые чувства к Русскому Северу. И свои экспедиции называл генеральной подготовкой к походу всей своей жизни. А до него он успел пройти и повидать еще очень много. Была, например, захватывающая зима 2002 года, которую он провел на Юконе (США), участвуя в нескольких забегах на собачьих упряжках на длинные дистанции.

В конце 2005 года Николя Ванье прилетел со своей группой на Байкал, откуда началась его знаменитая «Сибирская одиссея». Путешественник на упряжке из десяти собак и его группа решили пройти путь от Иркутска до Москвы.

Начало похода выдалось особенно тяжелым: декабрь 2005 года был на удивление бесснежным. Тянуть упряжку по бесснежной дороге лайкам было невероятно тяжело. Собаки быстро выматывались. Даже лидер стаи лайка по кличке Гао отказывалась слушать. Пришлось ставить сани на колеса. «Ездить на санях по дороге без снега, это все равно, что ставить парус на суше», -- рассказывал Николя Ванье. Они преодолели более 800 километров, прежде чем удалось выйти на снежную тропу. Увы, в Сибири в последние годы в связи с глобальным потеплением такое не редкость. Потом начались другие трудности – на пути Ванье встала непроходимая тайга. Санного следа не было и в помине. Для прокладывания тропы специально выехала группа помощников. Но на эту задачу у них уходило так много драгоценного времени, что Николя Ванье догнал товарищей. А по его расчетам, чтобы прибыть вовремя в Москву, нужно было проходить в день 100 км. Приходилось менять маршруты. «Это был ад, настоящий ад. Всюду были деревья, приходилось постоянно петлять. Собаки то и дело пытались уйти с дороги. Я себя без конца подбадривал: вот сейчас пройдем гору, а там будет легче, но мы спускались с горы, а дальше была все та же непроходимая тайга. Кошмар продолжался две недели».

Других испытаний тоже было достаточно. «Однажды в жестокий 40-градусный мороз Ванье провалился в прорубь, – рассказывал один из членов группы поддержки. – Но все обошлось, помогли костер, растирание спиртом, сухая одежда. Второе происшествие оказалось скорее комичным, чем опасным. Из-за дерева, к которому подошел Ванье, вдруг выглянул волк. От неожиданности оба застыли в оцепенении. Наконец, устав от ожидания и напряженности, Николя исторг из своей груди звук, похожий на рычание волка. И зверь в испуге кинулся прочь, поджав хвост... И вновь потянулись суровые походные будни. Говорят, ко всему можно привыкнуть, кроме мороза. А тут обычный термометр почти зашкаливало. Прежде нас испытывали аляскинские морозы, редко доходившие, однако, до минус 40 градусов, теперь же мы жестоко страдали от сибирской стужи. Температуру в палатке удавалось с помощью костра на какое-то время поднять до минус 15 градусов, но как только все засыпали и переставали подкладывать поленья в огонь, она почти сравнивалась с наружной. Первому, кто поднимался утром, а это чаще всего был Николя, приходилось вновь разводить костер...» Несмотря на все трудности, путешественник говорит: «Я люблю испытывать себя. Я люблю трудности». Но ему, его лайкам и помощникам (операторам, врачу) не раз помогали местные жители. Если бы не они, было бы намного хуже. По его словам, люди в Сибири особенные – отзывчивые, радушные, щедрые. Они не понаслышке знают, что такое трудности, поэтому не оставляют человека без помощи в сложной ситуации.

…19 марта 2006 года. Москва. Красная площадь. Снежная дорожка на кремлевской брусчатке. По ней на собачьей упряжке въезжает коренастый, заросший щетиной мужчина в куртке-аляске. Его встречает большая толпа зрителей, море оваций, аплодисменты, возгласы приветствий на разных языках и вспышки фото- и телекамер... Таким триумфальным стало завершение экспедиции «Сибирская одиссея». Вместе со своей командой известный путешественник, писатель, кинодокументалист, оператор и режиссер преодолел путь длиной в более чем восемь тысяч километров от озера Байкал до столицы России.

Влад ДРУГОВ


http://www.oracle-today.ru/articles/81234/

наверх