На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Портал в неведомое

6 041 подписчик

Свежие комментарии

  • Полина
    Глаза свои протрите; неужто вы считаете и по сей день, что вы одни такие в бескрайних просторах космоса? С 60 годов с...Интервью с Ласерт...
  • Юрентий Сантилимонович
    И всё же мне кажется , Казначеев главное умолчал о своём генераторе времени.Феномен омоложени...
  • Владимир Алтайцев
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Луна Искусственна...

Грабеж под рождество

В декабре 1918 года все газеты страны писали о сенсационном ограблении ростовского банка. Из стальных ячеек и бронированных сейфов вынесли ценностей на миллионы рублей, но загадочное преступление так и осталось нераскрытым. Правда всплыла лишь спустя несколько лет. И она оказалась невероятной…

На радость банкирам

Зимой 1918 года Ростов был буквально наводнен богатыми людьми дворянского сословия.

Пожалуй, такого количества состоятельных граждан здесь не видели никогда. Они бежали из Питера и Москвы, прихватив деньги и драгоценности, и временно осели в городе на Дону. Местные банкиры потирали руки и радовались, подсчитывая будущую прибыль. Ведь спасенное от большевиков добро – золото, бриллианты и банкноты – нужно было где-то хранить. А где, скажите на милость, как не в сейфовой ячейке надежного банка?

Рождество 1918 года белогвардейский Ростов отмечал с особой надеждой на счастливое завтра. Казалось, близок конец тревогам, страхам и лишениям, ведь добровольческие отряды прочно объединились под руководством генерала Деникина.

Господа танцевали у наряженных елок, угощались, чем Бог послал. А спустя несколько дней по городу разнеслась тревожная весть. Поговаривали, будто в праздничные дни злоумышленники начисто опустошили стальную комнату банка, где в надежных сейфах с новейшими заграничными замками были спрятаны увезенные из Москвы и Петрограда миллионные ценности. Арендаторы сейфов хватались за сердце, пили валериану и часами топтались возле оцепленного пешей и конной стражей здания банка. Но, увы, информации не было никакой.

Вот так подарок!

Позже выяснилось, что страшное действительно случилось в праздничные дни. В канун Рождества в банке все было благополучно. Стальную комнату по требованию арендаторов открывали с семи до восьми часов вечера. Ничего подозрительного не заметили. После чего глухую стальную дверь с очень непростым механизмом секретного замка заперли и опечатали. А когда понадобилось возобновить банковские операции, оказалось, что дверь в стальную комнату не отпереть.

Пригласили опытнейшего специалиста. Несколько часов он трудился над замком, но в итоге заявил, что механизм испорчен, дверь открыть невозможно. Разве что попытаться устранить повреждение изнутри стальной комнаты...

Легко сказать! Попробуйте пробраться в помещение без окон, стены и пол которого -- сваренные стальные плиты девятимиллиметровой толщины. Внутрь хранилища можно было попасть только через вентиляционный ход, но для этого пришлось разбирать каменную стену с каналами вентиляционной системы. Поздним вечером 28 декабря каменщики взялись за работу – и к вечеру следующего дня вентиляционный ход был вскрыт. Но он оставался еще слишком узким, так что в него удалось лишь просунуть длинную палку с привязанной к ней электрической лампочкой. Тусклый свет, рассеяв мрак закупоренного хранилища, осветил разгромленные сейфы...

Наконец, лаз был расширен до такой степени, что в него смог протиснуться специалист по секретным замкам. Когда он попал в стальную комнату, то увидел, что входная дверь в хранилище замурована свежей глиной и песком. Расчистив ее, он установил причину неисправности замка. Оказалось, к механизму запора приделаны деревянные планки, а отдельные его детали старательно обмотаны кусками электрического кабеля.

К утру 30 декабря все помехи, наконец, устранили и представители банковской администрации смогли войти в разгромленное хранилище.

Бесформенной грудой на полу валялись 445 разоренных «безопасных» ящиков-сейфов, а среди них и большой стальной кассовый шкаф -- естественно, пустой. Все были настолько потрясены зрелищем, что не сразу заметили огромную дыру, вырезанную в стальном полу.

Подземный ход

Банк стоял на углу Николаевского переулка и Казанской улицы. Подземный ход начинался с другого конца квартала из подвального этажа дома на углу Николаевского переулка и Темерицкой улицы, где разместилась трехкомнатная слесарная мастерская.

Большую часть первой комнаты занимала огромная печь, сплошь забитая глиной и песком. Во второй комнате стоял большой слесарный стол, а в третьей -- еще один стол, заваленный всевозможными приспособлениями для взлома. Старый деревянный шкафчик в углу маскировал вход в зигзагообразный тоннель длиной свыше ста метров, оборудованный и телефоном, и электрическим освещением. Заканчивался подземный ход просторной земляной выемкой непосредственно под стальной комнатой. Отсюда-то и пробивали отверстие в стальном полу.

Несмотря на столь тщательную подготовку, трех с половиной, а быть может, и четырех суток грабителям не хватило, чтобы полностью очистить банковскую кладовую. Примерно половина сейфов осталась нетронутой. Да и эвакуация того, что успели вынести из стальной комнаты, видимо, заканчивалась в те часы, когда банковские служащие уже пришли на работу. Повсюду в слесарной мастерской остались следы спешки. У входа лежал приготовленный к отправке тяжелый мешок, туго набитый драгоценностями. В задних комнатах валялись на полу бриллианты, золотые и серебряные вещи, монеты, ценные бумаги и разорванные в клочки кредитные билеты. Причем ценные бумаги -- купчие, нотариальные акты и прочие -- остались в целости, а кредитные билеты были старательно изорваны. Грабители не пожелали, чтобы валютой смогли воспользоваться ее владельцы.

Уважаемые люди

Дом, из подвала которого был прорыт подземный ход, принадлежал уважаемым людям. Но одного из домовладельцев все же взяли под стражу. Задержали и дворника. Со слов арестованных стало известно, что в сентябре того же 1918 года некие частные лица арендовали подвал под булочную. Спустя несколько дней арендаторы заявили, что помещение слишком низко для булочной и его необходимо углубить. Хозяева дома возражать не стали. Тогда начались земляные работы. Время от времени со двора выезжали телеги, груженные глиной и песком. Никто не придавал этому никакого значения.

Потом следователи подсчитали, что вывезено было приблизительно 200-225 возов. Но кому раньше могло прийти в голову вести учет телегам с глиной? То, что работы затянулись, тоже не показалось странным. К тому же и сами арендаторы жаловались на затянувшуюся перестройку и, в конце концов, заявили, что вынуждены временно использовать помещение под слесарную мастерскую. Привезли необходимое оборудование, и с тех пор в подвале целыми днями стучали молотки. Мастерскую посещали многие. Дворника как-то заинтересовало, почему по вечерам в подвал приходят прилично одетые люди, но ему сказали, что после работы там развлекаются карточной игрой. Это объяснение его вполне устроило.

К розыску преступников приняли необходимые меры. Полиция была поднята на ноги. Арестовали нескольких рецидивистов. То и дело разносились слухи, что след преступников уже обнаружен. Ходило много толков. Однако ни один слух, ни одна догадка не подтвердились. Ценности, похищенные из стальной комнаты банка, исчезли бесследно, преступление так и осталось нераскрытым. А вскоре и вовсе стало не до него.

Виртуоз сыскного дела

Белые стремительно отступали под натиском красных, и приходилось думать лишь о том, как унести ноги. С бегством белых с юга России нашумевшее дело о дерзком ограблении забылось.

В конце 1920 года советская власть прочно утвердилась на юге России. В одном из кубанских городов, в Ейске, работой ЧК по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией руководил человек, о котором слагали легенды. Опытный и умный, дерзкий и осторожный, в своей профессии он был виртуозом.

И вот однажды этот самый человек-легенда, находясь в изрядном подпитии, рассказал своим товарищам по революционной борьбе, что это он в декабре 1918 года в ростовском подполье вместе с группой единомышленников ограбил ростовский банк. Так таинственная и невероятная кража на деле оказалась экспроприацией утаенных от национализации ценностей. Большевики показали себя превосходными грабителями!

Михаил СМЕТАНИН

http://www.oracle-today.ru/articles/85688/

наверх